Группа "Достопримечательности Италии"


Piazza Navona

Фонтаны – визитная карточка Рима. Если время ограничено, есть смысл направиться туда, где наиболее высока их концентрация. Один из вариантов – Piazza Navona, здесь предстоит увидеть целых три вариации на тему сочетания воды и камня. Кто знает, стала бы без них площадь «самым запоминающимся городским ансамблем». Фонтаны Мавра и Нептуна, конечно, хороши, но пальма первенства неизменно достается творению знаменитого архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини «Четыре реки» (Fontana dei Fiumi). Прекрасное воплощение географических познаний европейцев XVIII в. Мастеру даже удалось передать отсутствие достаточных сведений об одной из великих рек, он просто накрыл ее покрывалом. Правда, современные искусствоведы никак не могут определить то ли это Нил, то ли Ганг. В любом случае, фантазии у автора не отнимать. Она кажется еще более изощренной после подробного рассказа экскурсовода о тайном смысле мимики и жестов каменных исполинов, о том как переглядываются «Рио де ла Плата» и статуя Св. Агнессы на фасаде церкви Sant’Agnese in Agone. Но на сей интригующей ноте позволим себе отвлечься от Бернини, с которым связана едва ли не каждая крупная площадь Рима. Piazza Navona и прилегающие улочки стали средоточием не только фонтанов, но и произведений искусств. Искать музейную кассу нет необходимости. Ведь прелесть Рима в том, что творения великих художников живут своей естественной жизнью, в тех местах, для которых и создавались. Судите сами. В церкви Santa Maria della Pace смотрим четырех Сивилл Рафаэля, в San Luigi dei Francesi – три картины Караваджо, в ризнице Chiesa Nuova – три фрески Рубенса. Окрестности площади вдохновляли не только художников. Пуччини выбрал местом действия первого акта оперы «Тоска» церковь Sant’Andrea della Valle. В поисках сходства с либретто не упустите из вида купол, один из самых больших. Во время прогулки Вас ждет много неожиданностей, даже Музею семьи Наполеона нашелся уголок. Желающим продолжить культурно-образовательную программу можно посоветовать обратить внимание на Palazzo Braschi, в стенах которого располагается Музей Рима (Museo di Roma). Диву даешься, как в такой обстановке удается работать Сенату, заседающему в Palazzo Madama по соседству. Поразмыслить, в том числе и об этом, можно в тихом дворике Palazzo della Sapienza, попутно разглядывая крышу церкви Sant’Ivo alla Sapienza, творчество архитектора Франческо Борромини, второй такой даже в Риме не найти. В Вечном городе часто возникает ощущение, что все столетиями так и было. Будете удивлены, но прежде аккурат на месте площади был стадион, или цирк. Не зная истории, догадаться трудновато, даже, несмотря на овальную форму, хорошо заметную с высоты птичьего полета. Скачки и соревнования в прежних масштабах в наши дни, конечно, не проводятся, но атмосферу праздника удалось пронести сквозь века. Здесь все находится в движении, которое, казалось бы, не замирало ни разу за долгие века. И так было даже тогда, когда площадь заливали водой, в XIX в. Скорее не для пользы дела, а забавы ради. Впрочем, достаточно окинуть взором пространство, чтобы понять: этот принцип действует на Piazza Navona по сей день.