В погоне за римскими древностями многие путешественники направляются первым делом к Форуму. Ценность культурного наследия, которое предстанет перед Вами, трудно переоценить. Но найдете ли Вы при этом хоть одно целое сооружение? Вот в чем вопрос. В поисках цельного образа направляйтесь к площади «Piazza della Rotonda», где красуется великий Пантеон. «Храм всех богов» строили в 27-75 гг. до н.э. на месте «козьего болота», с которого, по преданию, сам Ромул вознесся на небеса. Кто именно заложил первый камень, можно прочитать на портике. Потомки, работавшие в 118-125 г. н.э., надпись во время реставрации сохранили, а вот сам Пантеон основательно переделали, вплоть до того, что из прямоугольного сделали круглым. Работами руководил император Адриан, якобы лично составлявший чертежи. По другой версии в процессе участвовал и знаменитый архитектор Аполлодор из Дамаска. В любом случае, перед нами величайший памятник архитектуры, во всех смыслах этого слова. История храма может показаться удивительной, но не для тех, кто уже начал знакомство с Римом. Здесь, похоже, никого не смущала энергетика первоначальных зданий. Их охотно переделывали, исходя из новых потребностей, а порой даже не утруждались, а просто включали в новый ансамбль. Пантеону в некотором смысле повезло. Сам Бернини отказался переделать это «совершенство», но вот «ослиные уши» по каким-то своим соображениям все же добавил. Сейчас Вы их не увидите, эти две башенки, о которых столь нелицеприятно отозвались современники, убрали. Изменения с Пантеоном происходили не только внешние, но и внутренние. Самое глобальное – в 609 г. н.э., когда его подарили папе Римскому и освятили как христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Но на карте по-прежнему следует искать Pantheon. И это в некотором роде знак свыше. Ведь, поднимая голову к «всевидящему оку», отверстию в куполе, каждый вновь вошедший почувствует покой и умиротворенность, и, вне зависимости от вероисповедания, подумает о Всевышнем, каким бы его ни представляла религия.